Фрагмент для ознакомления
2
приобретателем в неосновательно полученном им имуществе, судами правомерно применены в порядке аналогии закона положения п. 2 ст. 623 ГК РФ, в соответствии с которым в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений. ФАС Центрального округа в постановлении от 24.10.2011 № А35-11715/2009 отметил, что по смыслу ст. 210, 1102 и 1108 ГК РФ неосновательное сбережение может заключаться в том, что собственник не несет бремя расходов по содержанию и сохранению принадлежащего ему имущества. В результате суд признал стоимость капитального ремонта, проведенного истцом, который ошибочно полагал, что является собственником здания, неосновательным обогащением владельца здания (Определением ВАС РФ от 23.12.2011 № ВАС-16408/11 в пересмотре дела отказано).
Таким образом, суды рассматривают сопутствующие расходы, связанные с приобретенным товаром (работой, услугой) по недействительной сделке, как неосновательное обогащение продавца (собственника), подлежащее возмещению. Правда, надо учитывать, что возмещению подлежат не все понесенные затраты, а только те, которые необходимы для содержания и сохранения имущества (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2011 № А03-6052/2010 (Определением ВАС РФ от 18.06.2011 № ВАС-8727/11 в пересмотре дела отказано)).
Итак, расходы по содержанию и сохранению имущества продавца в случае признания сделки недействительной подлежат возмещению покупателю. Но это не означает, что они исключаются из состава расходов. Минфин России в письме от 27.12.2010 № 03-03-06/2/221 разъяснил, что до принятия судом решения о признании договора купли-продажи автомобиля недействительным расходы покупателя на оплату стоянки и страховых взносов по добровольному страхованию автомобиля являются обоснованными и учитываются при исчислении налога на прибыль организаций. Специалисты финансового ведомства объяснили свою позицию тем, что с момента получения покупателем автомобиля по договору купли-продажи и до принятия судом решения о признании этого договора купли-продажи недействительным риск случайной гибели автомобиля несет покупатель (п. 1 ст. 459 ГК РФ).
Таким образом, сопутствующие затраты, связанные с приобретенным товаром (работой, услугой) по недействительной сделке, исключать из состава расходов не нужно. Ведь помимо несения риска случайной гибели товара покупатель осуществлял эти затраты в связи с деятельностью, направленной на получение дохода. А расходами признаются любые затраты, осуществленные для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Кроме того, суммы, полученные в счет возмещения произведенных затрат, покупатель должен отразить во внереализационных доходах как возмещение убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Глава 2.Особенности правового регулирования сделок с участием военных организаций
2.1.Правовое положение военных организаций в гражданско-правовом обороте
В практике применения федеральными органами исполнительной власти, судами, государственными органами и другими организациями норм гражданского законодательства, определяющего статус юридического лица, законодательства, определяющего порядок лицензирования отдельных видов деятельности юридических лиц, земельного, патентного, таможенного законодательства и других правовых норм, нередко ставится под сомнение сам факт того, что воинские части являются юридическими лицами.
Эта ситуация возникла не только в связи с тем, что в настоящее время российским законодательством не в полной мере урегулирован статус воинских частей как юридических лиц, неясен механизм, позволяющий им при необходимости подтвердить свою правоспособность как юридических лиц.
В законодательстве и научной литературе уже давно ведется поиск однозначных признаков юридического лица.
С практической точки зрения эти признаки подразделяются на две группы.
Первая группа - основополагающие признаки.
Их черты: наличие у организации обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности; возможность самостоятельно отвечать по своим обязательствам; возможность от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде. Только все четыре признака, взятые вместе и одновременно наличествующие у организации, в том числе у воинской части, придают им статус юридического лица.
Главенствующим, среди указанных признаков является первый - наличие обособленного имущества. Без него не возникает сам вопрос о юридическом лице.
Вторая группа - дополнительные признаки, производные от первых. Это, в частности, следующие признаки: организационное единство, предполагающе наличие у юридического лица четкой внутренней упорядоченности - органов управления, наделенных строго определенными полномочиями, разного рода структурных подразделений, предназначенных для выполнения функций юридического лица, и т. п.; обязательность иметь самостоятельный баланс или смету.
Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Кроме того, на отдельные виды деятельности, определяемые законом, юридическим лицам необходимо получения специального разрешения - лицензии.
Организационно-правовая форма юридических лиц - понятие, недавно вошедшее в законодательство и практику, и широко используемое для характеристики организаций - самостоятельных субъектов экономической деятельности. Оно концентрированно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц.
Юридические лица в первую очередь различаются по формам собственности, на которых основывается их хозяйственная деятельность.
По характеру деятельности они разделяются на коммерческие и некоммерческие. В этой связи статус организаций обычно определяется в способе их финансирования.
Юридические лица различаются и по организационным признакам. По порядку образования юридические лица можно подразделять на образуемые добровольно (по воле учредителей) или в распорядительном порядке (по решению собственника или органов управления).
По правовому положению различаются российские и иностранные юридические лица.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Способ формирования и использования денежных средств определяет специфику имущественной обособленности воинских частей.
Из содержания закона следует, что юридическими лицами могут быть признаны лишь такие организации, которые обладают следующими признаками: организационным единством; имущественной обособленностью; выступать в гражданском обороте от своего имени; самостоятельной имущественной ответственностью, хотя имущество у воинских частей находится на праве оперативного управления.
Всеми указанными выше признаками обладают воинские части.
Однако одним из наиболее актуальных и спорных вопросов в вопросах правоприменительной деятельности в настоящее время является вопрос о воинской части, как юридического лица.
На сегодня в законодательстве Российской Федерации отсутствует достаточная законодательная база, определяющая правовое положение воинских частей и регулирующая вопросы осуществления ими гражданско-правовых отношений.
Существует мнение, что правовой статус воинской части должен быть определен в специальном законе.
По содержанию правоспособности воинские части отличаются от иных юридических лиц тем, что на них возложены функции государственного управления, и эта сторона их деятельности до настоящего времени не урегулирована гражданским законодательством.
Воинская часть -¦ это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица. К воинским частям относятся полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), не входящие в состав полков, а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Однако нормативное закрепление понятия воинской части также отсутствует.
Неопределенность юридического статуса воинских частей порой затрудняет решение многих практических вопросов с участием воинских частей.
В настоящее время только в Федеральном законе «О железнодорожных войсках Российской Федерации» от 15 августа 1995 г. № 126-ФЗ указывается, что воинские части железнодорожных войск являются юридическими лицами.
Таким образом, воинские части до принятия закона, устанавливающего особенности их правового статуса, могут иметь гражданские права и нести обязанности в пределах полномочий, предоставленных им на основании доверенностей и (или) нормативных правовых актов.